Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

BloggeRR, 79 - 16 мая 2010 01:19

Отредактировано:16.05.10 01:20
[COLOR=darkblue]

[SIZE=+2][B](окончание) [/B][/SIZE]
[SIZE=+1]
[FONT=Geneva]
Но и первый и второй принципы (хотя можно назвать и больше) очень легко и естественно стали не только культурными максимами, но и экономическими принципами. Наращивание возможностей подвигает нас к регулярной покупке. Почему? Потому что мы ценим прогресс. Универсальный язык может сформулировать предложение не только для европейца, но и для японца, китайца или египтянина. И универсализация позволяет расширять продажи не «вглубь», увеличивая линейку покупаемых продуктов, но и «вширь», позволяя жителю любой страны стать частью общего поля.

И долгое время все эти принципы, даже экономические, существовали в основном «для себя». Согласно тем самым принципам создавались продукты Macintosh и Google, которые сегодня признают эталоном экономики нового века. Но чем дальше развивалась история этой культуры, тем больше продуктов создавалось не для себя, а для обмена. Разве программисту нужен простейший интернет-магазин с одной кнопкой «купить»? Разве может проявиться та самая лелеемая ими свобода в современном Facebook с миллионом дополнительных функций, игр в ферму, подарками и цветочками? Принцип обмена и неизбежность капитализации стали основными двигателями, где прогресс - это объяснение не интереса и влечения, а прямого действия - покупки. Пользователь - это не тот, кто хочет приобщиться к миру высоких технологий, внося в них свою лепту, это не завсегдатай «хабрахабра» и не программист, который периодически правит коды Google или придумывает новые темы, это человек, который только потребляет культуру. Даже если он пишет в свой блог, он не становится причастен к той среде, которая этот блог сделала возможным. Он лишь в некоторой степени заимствует часть языка, мгновенно обращая его в чистый инструмент и не давая среде ни малейшей надежды на укоренение в его внутреннем мире. Поэтому разговоры о «поколении интернета» в чем-то даже более абсурдны, чем разговоры о «поколении пепси». Если распивание забугорного напитка еще могло способствовать изменению стиля жизни, отношений в политике и культуре, то интернет - это естественная среда, прикладное средство, задача которого состоит лишь в том, чтобы делать жизнь проще, интереснее, занятнее и удобнее. Всем - от министров и сотрудников ФМС до школьников и студентов.

В поисках потерянного политического

Осталось ли среди этой вроде бы победившей неолиберальной системы место для той изначальной культуры? Пожалуй, осталось. И она не всегда маргинальна. Ее упрямо поддерживает Google и Open Source. Сервисы совместной оценки и покупки, сервисы структуризации контента, рекомендательные системы остаются в числе продуктов, которые делаются не для обмена, а для себя. Или для таких, как я. Да, каждый из тех, кто принимает участие в этом процессе, не переживает ежесекундно чувства причастности к community, но будучи включенным в события, происходящие внутри этого сообщества, поневоле наследует его культуру.

Но формирует ли это что-то большее, чем сообщество? То, что называют гражданским обществом? Ведь возможность равенства, стремление к прогрессу и способность преодолевать границы - вроде бы идеальные условия для построения гражданской силы, способной быть хоть оппонентом, хоть собеседником власти. На российскую среду возлагали особенные надежды, ведь наша блогосфера оказалась крайне политизированной, в большей степени, чем любая другая. Но за несколько лет миф о гражданском обществе благополучно растворился в череде ругательных постов и спонтанных бессистемных призывов, которые были актуальны, пока висели в топе. Исчезли из топа - и никто о них не вспоминает. Максимум, на что оказался способен интернет в этом смысле - это изменение темпа, возможность распространить сообщение на порядок быстрее. Но на качество общения это не повлияло. Мы получили филиал кухни, смешанный с доской объявлений на задворках виртуального супермаркета. Почему?

От интернета ждали сближения людей, а получили атомизацию. Возлагали надежду на политическое, а получили политизированное, но лишь на уровне реакции. Да, люди стали говорить более связано и часто. Люди получили возможность прямого контакта с властью. Но разрозненные и зависимые при этом от техники, они вместе с тем все более индивидуализируются. Не прилагая попыток понимания, переходят сразу к потреблению. Нет, до утопий в стиле Матрицы нам далеко. Но и возлагать надежды на то, что интернетизация «придет и молча исправит все» - нелепо. Это невозможно, если не заниматься обучением, передачей той культуры, которая возникла в начале интернет-эпохи. Если не переживать свое бытие в интернете как причастность к культуре, а не только реализацию своих потребностей и интересов. Если кроме кнопки «купить» и «отправить» не осваивать инструменты, позволяющие соучаствовать в создании интернета.

И все же, несмотря на то, что интернет-корпорации все дальше от своей первоначальной культуры и все ближе к традиционным ТНК, они все же меняют мир несколько иначе. Давая нам право соучаствовать и самим строить будущее. И уже вопрос к нам, интернет-пользователям: почему мы этим правом не пользуемся?

[/FONT]
[/SIZE]
ньюсланд.ру
2010-05-15 18:30 | Культура
http://internetua.com/internet-umiraet--da-zdravstvuet-internet

[/COLOR]
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.